Cотрудник архива Мария Лукоянова о Поповке и ее жителях, о местном старообрядчестве

«Об авторе росписей Дома со львом в фондах архива Саратовской области не удалось, увы, найти никакой информации. Это связано с тем, что, неизвестный художник, скорее всего, был «любителем – самоучкой», с которым не оформляли никаких официальных сделок. Однако удалось найти информацию о Поповке и ее жителях, о местном старообрядчестве и пр. Начнем с печатных изданий. В «Справочной книге Саратовской епархии» и «Списках населенных мест Саратовской губернии» на 1912 год содержится статистическая информация о селе Поповка: количество и состав населения села, число раскольников в нем проживавших, сведения по количеству скота, удаленность села от районного центра, наличие в селе церквей, школ и других учреждений. 

 

В сборнике «Краткие сведения о церквах за 1895 год» сохранилось описание церкви Поповки (эта та, что стоит в селе до сих пор) и села. Это дает представление о том, что село было большим и с развитой инфраструктурой. Как видно «поповцы» были «беспоповцами» — то есть придерживались «безпоповской секты», а также «беглопоповской секты» и «австрийской секты» старообрядчества. 

 

Поскольку среди населения Поповки было много старообрядцев, документы сохранили информацию об их учете и борьбе с ними православной церкви. О количестве старообрядцев в селе рассказывают «Ведомости о числе раскольников разных сект по приходам Хвалынкого уезда» за 1890 и 1895 годы. Здесь содержатся сведения о том, что «безпоповские старообрядцы» села делились на тех, кто «признавал браки и молился за царя» и тех, кто этого не делал. Среди старообрядцев Поповки преобладали все же те, кто признавал священство: например, на 1890 год таковых было 77 человек против 42 человек «безпоповцев». 

 

Так, сохранились документы, рассказывающие о переходе «в раскол», исправлении религиозных обычаев (в частности свадеб) старообрядцами Поповки, с указанием имен и фамилий крестьян. Как видно из документов, крестьяне Поповки переходили в старообрядчество целыми семьями, а иногда в Поповку выселяли старообрядцев из других сел. Так например, крестьянина Ф.И. Анюшина выселили на п.м.ж. из села Черкасское Вольского уезда за то, что за совершение обрядов по раскольническому обычаю в качестве раскольнического священника (доводом обвинения было то, что обвиняемый ходил с длинными волосами и в соответствующем одеянии). 

Также сохранились сведения о прошении старообрядцев Поповки организовать собственную общину и «легализовать» таким образом свою деятельность. Из документов видно, что у старообрядцев Поповки не было своего молельного дома, он находился в соседнем селе Елшанка. 

Эти дела: «Расследование, проведенное консисторией по делу об уклонении крестьян села Поповка Хвалынского уезда в раскольническую секту. 1894-1895 годы».

«Дело саратовского губернского правления о привлечении к ответственности за переход от православия в раскол крестьян села Поповка Хвалынского уезда. 1854-1858 годы». 

«Дело об образовании раскольнической общины в селах Елшанка и Поповка Хвалынского уезда. 1907-1911 годы. Здесь идет речь о прошении раскольников данных сел в Саратовское губернское правление о разрешении организовать им общину старообрядцев. Деятельность общины должна распространяться на оба села, молельный дом находился в селе Елшанка. 

 

«Прошение крестьянина с. Поповка Хвалынского уезда Ф.И. Анюшина об отмене воспрещения ему проживать в селе Черкасском Вольского уезда». 

 

Кроме того, найдено «Прошение о переводе псаломщика с. Поповка Саратовского уезда А. Раевского в с. Поповка Хвалынского уезда». Там есть характеристика на псаломщика, отзывы прихожан о нем. «Прошение крестьян Поповка Хвалынского уезда Кузякина и Артемовой о прекращении против них дела о посылке на фронт письма, характеризующего положение в селе. 1917 год». Крестьянин Кузякин написал для безграмотной Артемовой записку – письмо ее мужу, который тогда находился в австрийском плену. В письме были указаны русские цены на продукты, что было расценено властями, как разглашение государственной информации и по этому делу было произведено расследование.