Панорама гостиной
Вашему вниманию представлены панорамы музея,
которые позволяют прогуляться по Дому, не отходя от компьютера.
Loading the player…
Святой Георгий, расположенный слева от киота, пожалуй, одна из самых трогательных фигур в доме. Особенно замечательным нарисовал мастер змея. Имя святого написано над нимбом — еще одно свидетельство того, что художник хорошо знал традиции иконописи. Отважного всадника сопровождает святая Елизавета. В самом доме ее не видно, так как она находится за киотом. Но ее можно увидеть на фото и услышать!
Предлагаем узнать нежную историю святого Георгия и святой Елизаветы.
Г.: Здравствуйте, юные девы и бравые молодцы. Приветствую вас в нашем доме, которого я являюсь хранителем — после нашего досточтенного льва, конечно. Прежде всего, признайтесь, не имеете ли вы на сердце какого злого умысла, мысли темной? Ведь ежели так, лучше вам пойти подобру-поздорову, иначе не избежать вам моего грозного меча да копья. Но если вы добрый гость, то милости прошу. Мой долг – сей дом охранять, так что не серчайте. Видите – работы невпроворот, вот сейчас с очередным змеем борюсь, заползают иногда, знаете ли. Уж вы простите, немного занят я. А о доме вам расскажет душа моя да любовь, царевна Елисава. Вот она за киот спряталась – но бояться нечего, я этого змея враз одолею. Друг мой сердечный, выходи!
Е.: Здравствуйте, дорогие гости, рады видеть вас в нашем доме! Меня зовут Елисава, а вас как? Знакомьтесь и с моим спутником – Георгием, но я его называю ласково Егорушкой. Егорушка наш – смелый воин, он спасает от разных зверей страшных целые города. Вот и наш дом охраняет. Если бы не он – наверное, на этом месте уже давно пусто было. Но Бог хранит и нас с Егорушкой не оставляет, а силы злые дом стороной обходят.
Мой Егорушка – настоящий герой. Однажды, много лет назад, он спас меня от верной погибели. Дело было в далекой стране, когда на город Бейрут, что у Ливийских гор, напал страшный змей – огнем дышал, дома разрушал и жителей мирных пожирал, как пряники. И чтобы усмирить ненасытное животное, ему отдавали юных дев на съедение. Вот в один день выпал и мой жребий отправляться в логово чудовища. До сих пор, как вспоминаю, сердце замирает. Но делать нечего, помолившись, я отправилась в путь. Но только чудище хвостатое объявилось, внезапно показался вдалеке воин на коне, храбрый юноша, как солнце прекрасный. Дракона страшного не убоялся и пронзил его копьем. От чудища одни рожки да ножки остались. А меня, от страха чуть живую, Егорушка отвел домой, к матушке и батюшке. С тех пор я его не оставляю, а он оберегает меня. Попросите и вы его о помощи, когда вам будет страшно, и он обязательно вас выручит.
Г.: Полно тебе, Елисава, расхваливать меня. Но на помощь я всегда приду, это правда. У меня много коллег по этому непростому делу – со злом бороться. В древности со змеями дрался младенец Геракл, когда его хотела умертвить ревнивая богиня Гера, а еще он Гидру Лернейскую победил. Страшного змеевидного Пифона убил златокудрый Аполлон, с драконом сражался и другой грек – Ясон, предводитель аргонавтов. В других странах тоже чтут своих героев-змееборцев, а на Руси почитают святых Фёдоров – Стратилата и Тирона, храбрых воителей со змеями. А я хоть и скромный воин, но о моих подвигах знают во всех странах, где веруют в Бога нашего Иисуса Христа.
6_george_elisava.mp3
Херувим в Доме занят важным делом: он охраняет киот, а может, и весь дом – такая уж у него приятная обязанность. Его лик написан очень натуралистично – такой херувим запросто мог быть нарисованным в церкви. Однако наш Херувим – это дитя, немного задумчивое, много перенесшее за годы своей вахты в Доме. Впрочем, он сам о себе все расскажет.
Здравствуйте, я Херувим, то есть приближенный к богу ангел. Вообще-то я должен быть весь покрыт глазами – потому что херувимы олицетворяют божественную мудрость, которая все видит, все прозревает. Но в русской иконописной традиции нередко встречается именно такое изображение – наверное, и здесь мастер изобразил меня таким, похожим больше на отрока, а не на фантастическое существо. И у меня есть написанное имя – ХЕРУВИМ. В православной традиции икона без надписи не существует – а у нас в доме надписи целых две, у меня и у святого Георгия.
Также обычно херувимов на иконах или в церквях изображают парами, вчетвером или даже группой – а я тут в нашей компании один. Но мне совсем не скучно, потому что я выполняю очень важную функцию – я охраняю наш киот, то есть самое священное место в доме. В ветхозаветной традиции мои братья, херувимы, как раз охраняли алтари, различные предметы, престол бога и даже рай. И мастер, который изобразил меня здесь, сделал это неслучайно – он меня поставил тут на сохранение киота.
К сожалению, икону в киоте сберечь не удалось – вы понимаете, революция, коллективизация, советское время, лихие девяностые… но говорят, что даже если исчезает храм, его место остается святым. Мне кажется, это чудо, что этот дом сохранился, и не только я, а мы все должны стать его защитниками и хранителями.
7_xeruvim.mp3
В образе орла, возможно, изображен евангелист Иоанн. Орел в доме находится на плафоне – там, где ему и подобает, — практически на небесах. О своей судьбе и традиции изображения себя-пернатого орел расскажет сам.
Привет с плафона! Забирайтесь ко мне, отсюда специфический вид. Вы сидели когда-нибудь на потолке? Это может быть не очень удобным, но мне повезло – я орел, и, конечно, где же мне еще быть, как не на потолке. Мастер, правда, нарисовал для меня раму – мне кажется, или она напоминает орнамент на иконах? А еще какие-то воспоминания из городских домов, там на потолках я видел подобные лепные розетки.
Нечасто теперь получается выбраться отсюда, с этого потолка – раньше хозяева были в доме, теперь вот посетители музея – просто так не полетаешь по округе, ответственность! А вот бывало…
Собственно, о чем это я. Конечно, мое появление на потолке обусловлено не тем, что художник увлекался орнитологией – скорее, ему была близка старообрядческая символика. Я – часть тетраморфа, о котором тут уже не раз говорилось.
Различные школы и учения по-разному толкуют смысл орла – например, сирийская школа рассматривает меня как образ Христа при его вознесении. Другая традиция говорит о том, что начало Евангелия от Иоанна начинается так возвышенно, как полет орла в небесах. Иные представления увязывают орла с Евангелием от Марка как исполненным святого духа.
А еще высказывались предположения, что орел – это орлец, то есть такой специальный круглый коврик с изображением орла, на котором во время службы стоит архиерей. Коврик, правда, на полу лежит, а я-то на потолке. Думаю, мастер, конечно, думал о священных образах евангелистов, но меня нарисовал там, где мне подобает быть – в небе. Поскольку я не только символ, я еще и просто птица, и у меня есть своя стихия. Если я вам понравился, вы тоже можете нарисовать птичку на потолке и всякий раз думать о горнем.
4_orel.mp3
Еще один говорящий предмет в Доме – киот. Его массивные формы частично скрыли живопись, но, кажется, здесь нет места переживаниям – киот столь прекрасен в своей монументальности! Пока он без иконы, но мы-то с вами знаем, что ушедшие времена вернутся, и икона снова будет украшать это святое место. Роспись киота отличается от росписи самого Дома, а почему – об этом расскажет он сам.
Киот в доме – самое священное место и располагается на востоке. В Доме со львом киот, конечно, размеров значительных – можно себе представить, какого формата икона в нем содержалась. Но даже и сам по себе киот, без иконы, может быть интересным и раскрыть нам кое-какие тайны.
Например, он был вставлен сюда позднее – думаю, на его месте раньше находился другой киот, а этот хозяева купили, когда появились средства. И киот или божница, которые были раньше, значительно уступали по размерам современной конструкции. Сейчас киот закрывает живопись – значит, она выполнялась до его установки.
Роспись на киоте выполнена, скорее всего, не тем мастером, который расписывал дом. Роспись киота напоминает приемы украшений домов Русского Севера и Урала – для них характерны такие цветы с белыми «оживками». Наверное, киот был куплен на ярмарке или сделан под заказ и расписан.
Но даже такая яркая роспись обычно казалась крестьянам недостаточной – иконы, божницы и киоты украшались полотенцами, например, свадебными. Можно представить, какая в красном углу была красота!
10_kiot.mp3
В «Доме со львом» говорящими являются не только люди и животные – вам готова рассказать свою историю говорящая кадка. Если присмотреться, можно отметить, что ее декор напоминает архитектурные элементы. Оказывается, кадки в Доме – это башни…
Говорящая кадка тренируется в ораторском мастерстве – предлагаем послушать!
Здравствуйте, я цветочная кадка. Вы разговариваете с кадками? Теперь разговариваете, поздравляю. Вы думаете, что я, кадка – это просто горшок для цветов? Нет! Правда, и цветы-то какие-то странные, похожи на деревья. А ведь хозяйка, кажется, герань сажала, а что выросло… Нет, надо попробовать во всем разобраться.
Вообще-то нас, кадки, горшки, вазы, вазончики, стаканчики, бутылки, чугунки и другие емкости с букетами наверху, изображают очень часто. Если присмотреться к мировой культуре, то ваза встретится везде – и в барельефах восточных храмов, и в античных дворцах и, конечно, в русском народном искусстве. Куст, растущий из вазона – это очень популярное изображение. Пойдете в музей или во дворец какой – присмотритесь, обязательно увидите моих сестриц и братьев.
Некоторые считают, что мы, кадки и вазончики, олицетворяем собой миф о происхождении Вселенной, и вместе с цветком изображаем так называемое мировое древо. Во многих культурах встречается упоминание мирового древа или древа жизни. У этого древа корни в подземном мире, в мире мертвых, у ствола гуляют животные и люди – это наш, дольний мир, а в ветвях летают птицы – это мир горний, иначе говоря, небесный. То есть мировое древо – это весь наш мир в одной картинке, и в нем все со всем взаимосвязано.
А еще знаете, есть такая загадка – стоит дуб, на дубе 12 ветвей, на ветвях по 4 гнезда? Думаю, вы догадались, что это месяцы и сезоны. То есть, мировое древо – это не только пространство мира, но еще и время мира. Прекрасная иллюстрация к какой-нибудь современной научной статье про пространственно-временной континуум – а древние люди, кажется, что-то в этом понимали, даже живя в своей древности.
Правда, я вот совсем не уверена, что мастер, который изобразил эти деревья, думал об устройстве мира. Скорее, раз он был иконописцем, захотел нарисовать райский сад. Такие странные деревья не встречаются в природе, но мы же не знаем, какие растут в раю, правда? Может, прямо такие и растут!
Так вот, что я все о деревьях, да о деревьях! Вы на меня посмотрите. Я же не просто деревянный ящик, хотя и говорящий. Я открою вам тайну своего альтер-эго: я на самом деле башня. Да-да, башня, архитектурная такая, каменная. Вот посмотрите на меня внимательнее: видите изображения окон, наличников, фризов? Сразу и не поймешь, то это они. Но стоит взглянуть, например, на фрагменты икон, происходящих их иконостаса старообрядческой часовни в Хвалынске, как сомнения пропадают. Те же украшения вокруг окон, те же вытянутые орнаменты! Старообрядческая часовня, откуда происходят эти иконы, была построена в 1814 году в Хвалынске выходцем из подмосковных Гуслиц Кузьмой Михайловичем, позже ставшим первым городским главой Хвалынска. В собрании Русского музея в Петербурге находятся 17 икон из этой часовни.
Получается, что наш художник, знакомый с изображением так называемого «палатного письма», то есть, попросту, зданий в иконописи, решил и меня сделать не просто кадкой, а башней. Какой был озорник!
Может быть, башня охраняет райский сад, и чтобы в него попасть, нужно преодолеть преграды – прежде всего, в самом себе? Или так: стоит вовремя и правильно поливать свою кадку, и тогда в ней расцветет райский сад?
Так или иначе, по всему выходит, что я тут очень важная персона!
8_kadka.mp3
В самом Доме гости зайку сразу и не замечают, а когда увидят – признают в нем козу. Но это действительно заяц, парящий вместе с птичками. Наш ученый зайка расскажет вам, что, оказывается, и он, и птички, и даже лев – все они являются иллюстрацией псалма 103. Слушать Псалом не очень просто, но зайка, мечта Франциска Ассизского, старается.
Летающий заяц приветствует вас! Некоторые, правда, думают, что я не заяц, а коза – наверное, потому, что я скачу по веткам, а это обычно делают козы. Действительно, не пристало зайцу скакать по деревьям, но что уж тут поделать – так изобразил меня мастер. Нет, мастер не смеется над нами, и мне тут, на веточках, вполне удобно. Вокруг меня порхают птички, а внизу возлежит лев на берегу ручья. Мастер, когда рисовал нас, изображал Псалом №103, в котором рассказывается о сотворении мира. Сейчас я расскажу вам часть этого псалма, и давайте посмотрим, как же его изобразил нашмастер. Слушать его может быть немного сложно, язык не похож на современный, но мы попробуем. В Псалме описываются деяния Бога:
10 Ты направляешь источники в долины: среди гор текут воды,
11 Поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
Вода у нас есть – смотрите, какой ручей течет! Из него мы все ночью пьем воду, и никто никого не боится.
Дальше:
12 При них обитают птицы небесные, из средины утесов издают голос.
Птичек у нас очень много, все разные: ласточка есть, тетерев, сорока. Мастер решил нарисовать тех птичек, которых хорошо знал. Может быть, он был охотником даже.
Далее
14 Произращаешь траву для скота и зелень на пользу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли.
16 Насытятся деревья полевые, кедры ливанские, которые Ты насадил,
С зеленью у нас тоже все хорошо, целый Нескучный сад вырос, можно сказать!
17 Там устрояют гнезда птицы: жилище аиста управляет ими.
Снова про птичек, правда, нет аиста – может быть, мастер не очень хорошо себе его представлял, вот и не стал рисовать?
18 Высокие горы для оленей, каменистая скала — прибежище зайцам.
А вот и про меня в псалме говорится – зайцам! Правда, по тексту псалма, я должен сидеть в скале, но мастер у нас был своего мнения по любому поводу, поэтому я летаю вместе с птичками.
19 Он сотворил луну для (указания) времен, солнце познало запад свой.
20 Ты простираешь тьму, — и настает ночь, когда ходят все звери лесные,
21 Молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе.
22 Взошло солнце, и они собрались и легли в своих логовищах.
23 Человек (тогда) выходит на дело свое и на работу свою до вечера.
24 Как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил. Полна земля тварью Твоею.
Вот и львы появились в Псалме – тут все понятно, лев тут у нас самый главный.
Но это он у нас главный, а все-таки главнее его – человек. То есть вы, мой дорогой собеседник. Мы с вами живем в одном Псалме и восхищаемся тем, как все вокруг красиво и хорошо устроено.
12_zayats.mp3
Ангел или человек – символ евангелиста Матфея. Здесь он имеет женский облик. В районе колен у этого существа прибито кольцо, на которое вешали зыбку – колыбель для младенца. Дитя, лежа в зыбке, находилось под неусыпным взором ангела, подобным взору матери. Ангел споет песенку и узнает вашу суть.
Здравствуйте, дорогие гости! Проходите, узнали меня? А я вас узнала, вы – детки.
Вы лежали в колыбельке и смотрели на потолок, я права? А над вами склонялась добрая матушка. Видите, в ногах у меня прикручено кольцо – на него вешали люльку, или, как ее еще называют, зыбку. Младенец, лежа в колыбели, смотрел вверх и видел там меня – ангела, и я старалась – заменить ему мать, вечно обремененную крестьянскими заботами. А младенцев в этом доме было множество. Тринадцать детей было в семье у жившей здесь Матрены Михайловны! А сколько еще в других семьях нашего дома?
Но я – не только ангел-матушка, я ещё и символ евангелиста Матфея. Говорят, что евангелие от Матфея раскрывает человеческую природу Христа, и поэтому ангел – или человек – является его символом. Я – еще и человек, поэтому-то я и бескрылый. Я держу в руке пальмовую ветвь – образ воскресения Господа. Ею же я обмахиваю младенца в колыбельке, ею же я отмахну от вас все проблемы. Чтобы вы вместе со мной порадовались, как дети, и спою вам колыбельную.
5_angel_kolybelnaia.mp3
Этот лев, по одной из версий, является символом евангелиста Марка. Он возлежит на берегу ручья, возможно, в райском саду. Поза и антураж льва также отсылают к типичному дворянскому мужскому портрету в образе меланхолика, любителя уединения на природе. Недалеко от дома протекает река Терешка – может быть, здесь изображена именно она.
Лев расскажет о том, почему старообрядцам никто не указ, что такое тетраморф, и сложно ли быть звездой, с которой в Поповке все фотографируются.
О! Вы то мне и нужны, здравствуйте! Давно хочу с вами сфотографироваться. А то знаете, все фотографируются со мной, а вот я хочу с вами. Говорят, это приносит счастье и исполняет как минимум одно желание. Особенно если покормить меня рыбкой – я ее очень люблю.
Знаете что, а приезжайте к нам в Поповку. Или вы уже здесь? У нас очень хорошо, как в раю. Наверняка же мастер изобразил меня лежащим не просто в каком-то садике, а прямо-таки в райском саду. Возле дома у нас в Поповке течет река Терешка – и я не сомневаюсь, что именно она течет в раю.
Тут еще говорят, что вот такая картинка – на берегу ручья, в тени ветвей, полулежа – это типичная поза для дворянского портрета в образе меланхолика. Мне только томика Руссо не хватает для полной картины.
Я люблю читать, но в основном, Евангелие. Потому что мы все – лев, бык, орел и ангел – составляем тетраморф, то есть являемся священными символами четырех Евангелистов – Марка, Луки, Матфея и Иоанна.
А художник наш был образованный! Явно старообрядец – ведь никонианская церковь запретила изображать евангелистов в виде одних только священных символов, без человеческих обликов. А старообрядцам никто не указ! И вот, в начале ХХ века наш неизвестный мастер расписал дом, который был построен еще во второй половине 19 столетия. В нем жила семья старообрядцев, но как их звали, никто не помнит. В 30-е годы семья была раскулачена, и после этого домом по очереди владели еще две семьи.
Когда домик обветшал, покосился и стал нежилым, хозяева решили раскатать его на баню. Но не тут-то было! Мы поднапряглись и решили спастись! Дом удалось выкупить аспирантке из Петербурга Юлии Тереховой, и теперь мы все вместе делаем в нем музей.
И вы к нам присоединяйтесь!
3_lev.mp3
Если мы с вами приедем в Дом, то пока не увидим на стене возле печи ничего, кроме ровного слоя светло-зеленой краски. Мастер нарисовал на этой стене быка – символ евангелиста Луки. Но картинка оказалась на самом грязном месте: там, где вешали одежду и снимали обувь.
И последний хозяин Дома – Тарас Лазаревич (местные жители наш дом знают, как «Тарасов») – закрасил ее. Так часто делали и делают хозяева расписных домов, для искусствоведов это, конечно, неприятно, но у деревни свои правила. Такие рисунки пока ждут своих реставраторов.
А в Доме благодаря мастерству фотографа-исследователя Александра Пахунова изображение быка удалось буквально «достать» из-под краски с помощью съемки в инфракрасных лучах. Теперь наш бык, освобожденный от плена, ждет обретения полной свободы, то есть реставрации, но уже готов рассказывать о себе – каково оно там, в темноте?
Прием-прием! Как слышно? Тут такая темнота, что я совершенно вас не вижу. А что делать? Я бык, я, как и все мои друзья из дома, нарисован на стене, но меня закрасили. Это, конечно, не потому, что я бык. И даже не потому, что я, может быть, еще и корова – где-то там, кажется, проглядывает вымя. Хотя некоторые говорят, что и не вымя… Как на ваш взгляд? В общем, по этой части я еще как-то не определился.
Так вот, закрасил меня хозяин, Тарас Лазаревич, уже в советское время, и не по злому умыслу. Просто потому, что я нарисован около печи, в том месте, где все вешают одежду и ставят обувь. Как-то я там не ко двору пришелся, вот и закрасили.
Это очень характерная для деревни ситуация. С 1920-х годов, как сменилась мода в селе, яркие цветы в домах стали закрашивать однотонной краской – чтобы было по-городскому. Вот, бывает, приходишь в дом – а там огромная заборка стоит. Перегородка такая в деревенском доме. И покрашена она белой, голубой, зелененькой краской – а то и оранжевой половой прошлись. А под краской видны контуры цветов. Мир меняется, ничего с этим не поделаешь.
А нам тут повезло – закрасили только меня, быка. Но кто в селе знал, тот видел, что мои рога и копыта, если сбоку посмотреть, тоже под краской видны. А потом вот появился один ученый муж и сделал мне такую фотосессию в инфракрасных лучах, что меня враз стало на фотокарточке видно. Вот чудеса! Из-под краски достал целехонького! Теперь наш тетраморф собрался, все видны, и я – последний, символ евангелиста Луки (не иначе, как он и помог). Придет время, слой краски снимут, и я предстану перед вами цветным. А пока я как советское фото на паспорт – черно-белый. Но я точно существую, и пусть это немного нескромно, я считаю, что это очень и очень важно.
11_bull.mp3
Роспись с доме занимает около 80 кв. метров и выполнена в начале ХХ века мастером-иконописцем. Вероятно, в Доме жила старообрядческая семья, так как Хвалынский район – место проживания староверов, а название «Поповка» отсылает к старообрядцам-поповцам.
Узнайте о том, чем славны Поповка и Хвалынский район, о местных яблочках и сферической перспективе Петрова-Водкина.
Село Поповка находится в 25 километрах от небольшого города Хвалынска, на севере Саратовской области. Совсем недалеко от тех мест, где в юности гулял Петров-Водкин и открыл для себя сферическую перспективу, где жили его первые учителя-иконописцы. Поповка, само название которой отсылает к старообрядцам-поповцам, расположилась на берегу реки Терешки, впадающей в Волгу. Поповку окружают возвышенности, совсем близко проходит железная дорога, по которой можно уехать в Северобайкальск, Нижневартовск и другие популярные города.
По ухабистой дороге можно доехать до Хвалынска – там можно посетить Национальный парк с реликтовым сосновым лесом и меловыми горами, отдохнуть на горнолыжном курорте, посетить музеи, поесть знаменитых хвалынских яблочек и особенно вкусную кабачковую икру.
Хвалынский район известен своими старообрядцами, из которых самые «крепкие» живут не в Поповке, а в Сосновой Мазе, неподалеку – там находится церковь. Старообрядцы пришли в эти места в начале 18 веке, скрываясь, как это постоянно происходило, от гонений. В архивных документах есть свитедельства о том, что крестьяне села Поповка в конце 19 века уклонялись, как тогда говорили, в раскольническую секту, а спустя 20 лет,когда был принят закон о свободе вероисповедания, они уже подавали прошение об образовании раскольнической общины.
В Поповке есть Никольская церковь, построенная в начале ХХ века. Сейчас, благодаря стараниям местного батюшки и его семьи, церковь восстанавливается. Поповка – довольно большое село, здесь проживают около 400 человек, есть школа, магазины, очень много детей.
В 2009 году студентами саратовского государственного университета в Поповке был обнаружен дом, в котором мы с вами находимся. Ребята проходили летнюю практику и уже в конце экспедиции местные жители предложили им посмотреть на интерьер одного из домов, внешне не отличавшегося от десятков других в селе. Войдя, студенты обнаружили, что интерьер дома от пола до полотка украшен живописью, сделали первые фото и показали их в галерее имени Петрова-Водкина. Дальше история развивалась чудесно и стремительно…
2_interier.mp3
Этот деревянный сельский дом с расписным интерьером был случайно обнаружен в селе Поповке Хвалынского района Саратовской области в 2009 году группой студентов СГУ.
Расписные крестьянские дома, сохранившиеся до наших дней, – редкость, а росписи такой большой площади и такого высокого качества, как в доме в Поповке, – уникальная находка. Традиция росписи домов в большей степени характерна для Русского Севера, Урала, Сибири и Алтая, Поволжье же больше известно своей резьбой, поэтому найти расписной дом там оказалось очень неожиданно.
Узнайте больше о традиции домовой росписи России.
Добрый день! Можно сразу нескромный вопрос? Что у вас на стенах в доме висит? Часы, наверное, картинки, у детей – плакаты, рукоделие, может быть, какое-то? А то, поди, и телевизор? А то и два?
У нас с вами, у современных людей, целый дом всяких развлечений да красоты. А у крестьян сто, 150 лет назад этого, конечно, ничего не было. А дом украсить очень хотелось.
Вот в середине XIX века в деревне начался очень важный процесс – стали исчезать курные избы, в которых печь чадила прямо внутри дома. Появлялись белые избы, в закрытой печью – в них уже было гораздо чище. Кроме того, кое-какие крестьяне уезжали на заработки в большие города, а когда возвращались, подзаработав, начинали красить свои дома на городской манер – балкончики всякие делать, цветы и вазы рисовать. А чуть позже, уже ближе к началу ХХ века, по деревням стали ходить мастера-отходники, и расписывать дома один за другим. Это происходило на Русском Севере, на Урале, на Алтае, в Сибири. Иметь расписной дом было престижно, это говорило о богатстве в семье. Да и просто роспись защищала поверхности в доме от истирания, и грязь была поменьше видна.
В европейской части России расписывалась цветами в вазонах, птичками, львами мебель – заборки, шкафы, опечки. Двери. А вот на Урале и в Сибири расписывались также потолки и стены.
И, конечно, такие картинки в доме веселили и утешали людей. Вот, в Кировской области в доме было написано, у печи: «Печка не аптека, но делает облегчение для человека». Или «Товарищ, здесь не заседанье, посидел и до свидания, а нет – лезь на полати». Иногда мастера-художники также писали свое имя, имя хозяина, дату, цену даже – получался такой документ, по которым мы можем читать историю.
Или, например, помимо цветочков мастер мог нарисовать на стене диковинный пароход или паровоз. Любили крестьяне все необычное, как, впрочем, и мы сейчас любим.
Примерно с 1920-х годов роспись начала выходить из моды. Ее стали закрашивать, мебель менять на новую. Сколько исчезло красоты! Но ход жизни не остановить, да и не нужно.
Сегодня домовая роспись есть во многих музеях. Ее еще можно увидеть в деревнях, в том числе вымерших. А вот в Забайкалье люди до сих пор рисуют, у них эта традиция не прервалась. Может быть и у вас возникнет желание выбросить телевизор и расписать свой дом?
1_church.mp3
Недалеко от печи – женского места в традиционной культуре – мастер изобразил фигуру, поливающую кадку с деревом. Это, возможно, самое загадочное изображение в доме. Почему фигурка женщины так мала, а растение так велико? Если это дерево, то зачем его поливать? Вопросов очень много, а ответов на них еще больше. Поэтому мы решили, что лучше всего спросить саму хозяйку – может быть, она прольет свет на эту историю?
Женщина расскажет о Неопалимой купине и о том, почему у нее нет лица.
Здравствуйте! Вы не из пожарной инспекции? Нет? А то я испугалась. Все грозятся прийти. А что я им скажу? Вот у вас дом как от пожара защищен? Утюг, наверное, с автоотключателем, плита с тоже отключается сама? О1 всегда под рукой, в случае чего. А вот мы тут по старинке, зато проверенными способами от пожара защищаемся.
Вот некоторые, например, считают, куст, который я так усердно поливаю – это образ Неопалимой купины. Из такого куста, по преданию, Бог воззвал к Моисею и призвал вывести еврейский народ и Египта в землю обетованную. Этот терновый куст горит, но не сгорает – отчасти это может объясниться особенностями растения. Его листья выделяют летучие эфиры, которые, если из поджечь, будут гореть, но не сгорят. Конечно, в Библии говорится о нетварном, о символическом огне, а не об обычном. Судя по красным цветам этого куста – почему бы и не быть ему образом такого огня? Сейчас этот куст, кстати, существует, и находится он в монастыре святой Екатерины на Синае.
В христианстве же Неопалимая купина – это икона Богородицы, которая, как считалось, защищает от пожаров. Для деревенского дома пожар – самая, пожалуй, страшная напасть, и происходит пожар от печи – оттого-то мы тут и нарисованы. В печи возились женщины, и чтобы они не дай бог не сожгли дом, мастер нарисовал, как они сами же и тушат пылающий куст. Интерпретация, конечно, вольная, но почему бы так не предположить?
И, кстати, легко можно объяснить, почему у меня нет лица. Вы, наверное, видели на городских афишах, как подрисовывают очки, рожки, слова неприличные пишут. Со мной примерно то же самое произошло – с годами мое лицо просто затерли. Но я не переживаю – должна же быть в женщине какая-то загадка?
9_genchina_s_kadkoi.mp3
Loading the player…
Представьте, что все герои Дома обрели свои голоса и решили рассказать нам свои истории. Пастух — о том, что никакой он не пастух, а настоящий святой. Кадки для цветов — что они совсем не кадки, а настоящие башни. Георгий Победоносец (он же Гога, он же Гоша, он же Юрий…) — о том, что он и вообще мертвый, хотя выглядит прекрасно.
Заходите в Дом — герои расскажут удивительные истории, а вы сможете им ответить.
Рекомендуем включить звук, чтобы прослушать рассказы героев Дома.